Разработка стратегии бизнеса | Бизнес Образование России

Статьи

45
 

Разработка стратегии

Что мы понимаем под «разработкой стратегии»? Это единство процесса («разработка») и результата («стратегия»).

 

Руководство компании должно увидеть результат, то есть каких стратегических целей хочет добиться компания и как она будет их достигать.

 

Само действо, непосредственно создание стратегии, представляет собой процесс разработки стратегии. Для него важно кто, когда и по какому плану создает стратегию.

 

Первична вроде бы стратегическая цель. Цель устанавливает владелец компании. По крайней мере, он должен представить видение – что из себя должна представлять компания через несколько лет. Кстати, говоря «стратегия» мы подразумеваем две вещи: «что?» и «как», стратегическая цель и тактика ее достижения. Одно без другого не существует.

 

Насколько это важно, иметь четкую стратегическую цель? Вопрос не праздный, и есть люди, которые считают, что это не очень важно. Это сторонники «оппортунистического» подхода (от слова opportunity - возможность) к бизнесу: нужно просто пользоваться благоприятными возможностями, которые постоянно подворачиваются, и все. И не строить никаких стратегий. Бизнес будет в порядке. Есть масса бизнесов (по крайней мере в России), которые именно так и поступают. И у них все в порядке. Мне кажется, что такому подходу способствует то, что в целом стратегическая цель бизнеса все-таки проста, и заключается в зарабатывании денег. Этого в принципе достаточно для того, чтобы принимать далее решения по поводу того, как именно их зарабатывать. Рассматриваются различные возможности, руководствуясь прежде всего своими личными возможностями (личные качества, связи, образование, хобби и т.д.).

 

Следующим вопросом у владельца бизнеса скорее всего звучит «Сколько денег должен приносить мне бизнес?». Думаю, что на этот вопрос большинство отвечают себе так: «Не менее…». Имея в виду, что должно хватать на покрытие расходов, достойный отдых, поддержание здоровья и т.д. А дальше – как получится, чем больше, тем лучше. Такого «оппортунистического» подхода многим вполне хватает, чтобы иметь успешный, прибыльный бизнес.

 

Должна ли стратегическая цель быть более точной? Да, потому что нужны ответы на множество вопросов. Будем ли мы заниматься незаконными операциями? Будем ли мы зарабатывать, обманывая клиентов? Скорее всего, ответы на эти вопросы у нас тоже есть. То есть на поверку получается, что у любого бизнеса есть своя стратегическая цель, она очерчена достаточно подробно, но неявно. Поэтому вопрос скорее всего звучит так: стоит ли формулировать цель бизнеса явно?

 

Для владельца скорее всего это не так нужно. Его решения всегда согласуются с целями бизнеса. А вот что касается персонала компании, тут большой вопрос. Ведь персонал компании тоже постоянно принимает решения и предпринимает действия. И нужно, чтобы эти решения соответствовали целям бизнеса, его стратегии. Только тогда возможна синергия. Без синергии результаты будут скромнее. У разных сотрудников разный жизненный опыт, могут быть разные ценности и представления. Человек, который «добывает камень» и человек, который «строит храм» это разные люди.

 

Стратегия – это элемент вовлечения и объединения персонала. Соответственно, она должна быть привлекательна для сотрудников, сотрудники должны видеть свои выгоды от реализации стратегии. Стратегия должна быть достаточно амбициозна, чтобы была причастность к чему-то большому, чтобы появился интерес в осуществлении задуманного.

 

Отсюда следует ответ на вопрос – кто должен разрабатывать стратегию. Стратегия, разработанная собственником или консалтинговой компанией и спущенная для исполнения, работать будет плохо. Ее могут не понять, с ней могут не согласиться. По возможности стратегию должен разрабатывать весь ключевой персонал, чтобы он считали стратегию компании своей. Процесс разработки стратегии одновременно решает вопрос вовлечения в нее. До всех других сотрудников стратегия должна быть доведена и разъяснена. Доведение стратегии нужно организовать с учетом того, что у сотрудников могут быть сомнения по поводу проблем, которые стоят перед предприятием, направлению их решения, способна ли данная стратегия решить эти проблемы. При этом надо выслушать все сомнения и может быть даже внести изменения в стратегию и тактику.

 

Важнейшим элементом, помогающим нам принимать решения, являются принципы. Поэтому частью стратегии, отвечающей на вопросы «как», должны стать корпоративные принципы, ценности. Они могут быть сведены либо в корпоративный кодекс, либо в корпоративную философию.

{TEXT1}
{FORM1}

 

Есть еще небольшой вопрос. У многих компаний есть стратегические цели. Но не все их претворяют в жизнь. Вполне может оказаться так, что ответ на вопрос «как», то есть тактика была выбрана не совсем точно. Как не ошибиться в выборе тактики? Важен инструмент построения тактики. На мой взгляд, здесь самым точным инструментом является подход теории ограничений. Он заключается в определении корневой проблемы, которая мешает нам двигаться к стратегической цели и концентрации всех усилий именно на ней. Нахождение корневой проблемы предотвращает нас от разбазаривания времени и усилий на решение второстепенных задач. После преодоления этой проблемы, мы переходим к следующей. Тем самым, мы двигаемся к нашей цели быстро и всякий раз получаем значительный результат. При этом сам процесс нахождения корневой проблемы одновременно является и процессом разработки стратегии и вовлечения в нее персонала.

Источник: http://www.arbconsulting.ru
обучение
по темам

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс