Из математика в психологи, из переводчика в бизнес-тренеры | Интервью | Бизнес Образование России

Интервью

 
Молоканов Михаил

Из математика в психологи, из переводчика в бизнес-тренеры

www.molokanov.biz

– Михаил, насколько я знаю, у тебя очень нетривиальное хорошее образование. Расскажи, пожалуйста, в каком году ты чему научился, и какие потом продукты для рынка у тебя появлялись?
– Я учился в Российском университете дружбы народов на математика.
Не знаю, что у меня первично, мозги или математика, но как-то я поспорил с адептом MBTI (Myers-Briggs Type Indicator – индикатор типов Майерс-Бриггс). Согласно типологии, тип содержится где-то внутри нас, и только сам человек может определить свой тип. Я спорю: Если вот это и это непонятно, то тип определить нельзя. То есть по логике вещей: человек говорит, что тип нельзя определить другому человеку, так как определить его можешь только ты, но для этого ты должен быть достаточно психологически подкован и нормален. Хотя никто не скажет тебе, нормален ты или нет. А адепт говорит: Нет, так можно… и опять повторяет мне тоже самое.
Знание логики очень помогает мне и с аудиторией. Я всегда вижу логические неточности, особенно часто они встречаются у банкиров, финансистов, производственников. Потому что если человека начало клинить, то у него идет сопротивление, которое он пытается выложить в логическую форму, но меня здесь не собьешь.
Недавно я проводил тренинг по харизме, начал давать определение харизмы, а один из слушателей говорит: Знаете, у японцев харизма определяется так-то и так-то. Я отвечаю: Вы думаете, что в древнем японском языке было древнегреческое слово харизма?. И человек сразу умничать перестал.
Все это помогло мне написать диссертацию, к тому же я владею математическими методами статистики. Аспирантуру Академии Наук я закончил по философии (теория познания).
– Подожди, Михаил, так как же ты из математики и психологии пришел к бизнес-тренингам?
– Психология меня всегда интересовала. Мое первое детское воспоминание, когда мне не было и трех лет. Я уже осознавал, что делаю, понимал, какое воздействие оказываю на других людей, отношения между людьми.
В школе я читал книжки по психологии, взял практикум по социальной психологии и два раза провел в классе экспериментальное исследование (социометрию). Из тех же книжек я узнал, что мой интерес к психологии может быть подростковым и может пройти. Поэтому я размышлял так: Зачем мне связывать жизнь с профессией, интерес к которой пройдет?.
А с математикой все было проще: участвовал в олимпиадах, всегда все шло, никогда учебники не читал, все укладывалось в голове быстро. Но в университете я понял, что хочу быть ближе к людям, я познакомился с психологами, помогал им обрабатывать результаты тестирования по воздействию тренингов, участвовал в ролевых тренингах. Но на психологию в аспирантуру было идти не очень интересно, потому что, с точки зрения проведения исследований, не было нормальной выборки.
– Не было нормальных людей для выборки? (смеется).
– Ты абсолютно прав, потому что большинство исследований сейчас и раньше особенно делалось на школьниках или на студентах-психологах. Мне такой лажи не хотелось. А нормальной выборки нет. Я пошел в аспирантуру Академии Наук по философии, сдал там все кандидатские, стал писать диссертацию. Но приехали различные западные тренеры, которых я стал переводить, прошел сертификацию по свободному дыханию – психотехника, близкая к ребефингу, занимался этим. У меня появилась выборка моих коллег, которых я мучил на конференциях, тестировал. Выявил личностные предпосылки успешности инструктора свободного дыхания, практического психолога. , Забросил диссертацию по философии, сдал кандидатские по психологии, защитил диссертацию по психологии. Далее я пошел в консалтинг, начал проводить тренинги.
– А харизма в какой момент появилась?
– Харизма–харизма, когда же появилась харизма?..
– Не у тебя, а в твоей теме (улыбается).
– Да я понимаю, у меня-то всегда была (смеется) А, знаешь, когда? Тогда, когда меня пригласили в ЮКОС. В то время в ЮКОСе налаживалась культура проведения презентаций. Я делал тренинги по навыкам презентаций. Уже тогда я выявил две закономерности, которые важны при проведении презентаций: привлечение внимания и делание ситуации более понятной для аудитории. То есть это два вектора, по которым ты играешь, когда проводишь презентацию. С другой стороны, из моих дыхательных психотехник, я увлекся моделью пяти китайских элементов фу-син, которая известна по фен-шуй: дерево, огонь, металл и так далее. И с ней уже баловался, она привязывается к эмоциям. У меня все это сложилось, и я понял, что составляющие харизмы – это умение удержать внимание и сделать ситуацию более понятной аудитории.
В 1997 году я возглавил представительство ирландской тренинговой компании в России. Мы продвигали situation leadership (ситуационное руководство). Нам нужны были тренеры, которых я набрал больше, чем мог обеспечить работой. Я проводил для них курсы по ситуационному руководству. И сначала мы все обсуждали, потому что программу надо было адаптировать, а потом мы стали просто собираться, и так образовался Клуб бизнес-тренеров. Это был февраль 1998 года, 13 лет прошло. Это старейшее профессиональное сообщество в России, которое собирается до сих пор.
У меня по жизни всегда так: я сначала что-то хорошо делаю, а потом этому учусь. Поэтому я сначала создал матрицу личных контактов, а потом решил подумать, как это назвать.

Посмотреть видео

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс