Пишем «Историю HR-профессии» | Управление персоналом | Статьи | Бизнес Образование России

Статьи

263
 
Пишем «Историю HR-профессии»

Пишем «Историю HR-профессии»


Пишем «Историю HR-профессии»

 

Автор статьи Татьяна Владимировна Козлова, управляющий партнер A-Range Solutions, тьютор Международной академии бизнеса

 

Знание своих истоков — основа самоидентификации личности, знание истории становления профессии - основа профессиональной самоидентификации. Без понимания того, как все начиналось, трудно осознать: что лично для меня значит «быть эйчаром»?

Выбирая себе профессию, каждый из нас задается вопросами: «Уважаема ли она?», «Смогу ли я стать успешным в ней?» Со временем, пройдя трудности первого этапа — профессионального становления, адаптации и социализации в сообществе коллег, мы неизбежно начинаем интересоваться: «А как же все начиналось?»

Наша профессия — HR-менеджер появилась относительно недавно, ее история относится к новейшей. Поэтому у каждого из нас, коллеги, есть уникальная возможность вписать свою страничку в увлекательную книгу «Как начинался HR-менеджмент в нашей стране», которая пишется на наших глазах и с нашим участием.

Глава I

Определение понятия. HR-manager (human research manager) с английского языка переводится как «управляющий человеческими ресурсами».

Предыстория. В 1911 году американец Фредерик У. Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», в которой обратил внимание на значимость «человеческого фактора» в развитии компании. Со временем из менеджмента выделилось отдельное направление, задачей которого сначала стала эффективная организация труда сотрудников, а затем — их мотивация и активное вовлечение в работу. По мере оформления профессии появились соответствующие программы в вузах, сформировались сообщества, которые сформулировали профессиональные требования и этические принципы…

Благодаря усилиям HR-менеджеров и экспертов произошли серьезные изменения в методах управления: теперь руководители компаний уделяют больше внимания своим подчиненным (беседуют с ними, предоставляют более широкие полномочия, целенаправленно обучают и развивают и т. п.). Уже к концу 1960-х человеческие ресурсы стали считать главным условием повышения эффективности бизнеса, а к 1970-м в общих чертах сложилась современная концепция управления персоналом (HR-менеджмент).

«Наша» предыстория. А как же «иностранная» профессия появилась в России? На протяжении 70 лет в Советском Союзе была плановая экономика, под которую и «затачивался» рынок труда и трудовые отношения: единые тарифные сетки, нормирование, всеобщая обязательная занятость… Хотя в идеологии пролетариат был «гегемоном», в реальности работников считали «винтиками». Такому отношению к людям соответствовала терминология: на государственном уровне планировались и распределялись «трудовые ресурсы», на конкретном предприятии набирались, оформлялись и учитывались «кадры». Отвечали за них, естественно, кадровые службы (делопроизводство), службы технического обучения и ООТиЗ (оплата труда). Конечно, в СССР имелись и очень высокотехнологичные сектора промышленности, и передовые научно-конструкторские разработки, эффективная работа которых была бы невозможна без сложных управленческих технологий, но в целом «человеческие» отношения выстраивались только на низовом уровне, в теории и практике управления господствовал «механистический» подход.

Конечно же, в России были свои наработки. Если говорить о новейшей истории, то отделы кадров в нашей стране стали появляться еще в 1930 годах (примерно в то же время, что и на Западе). В соответствии с постановлением Наркомата труда СССР № 377 от 28 декабря 1930 года на кадровые службы возлагались следующие задачи:

  • снабжение народного хозяйства рабочей силой;
  • планирование подготовки рабочих кадров;
  • выполнение требований трудового законодательства.

Структура кадровой службы крупного предприятия в 1930 годы включала секции (подразделения): планирование кадров; городского рынка труда; сезонного рынка труда; подготовки рабочей силы; профотбора, профконсультации и проверки квалификации. А в 1970-1980 годах на многих крупных предприятиях и объединениях действовали лаборатории НОТ (научной организации труда), социологические и психологические службы.

Конечно, внедряя на отечественных предприятиях западные технологии, важно помнить о своих достижениях и использовать богатый опыт, накопленный в области экономики труда, профессионального обучения, нематериальной мотивации и пр.Например, актуальные сегодня для многих компаний системы оценки персонала для нас не являются таким уж нововведением: в СССР оценка (аттестация) проводилась регулярно, причем все параметры, как и права сотрудников, были узаконены на самом высоком уровне — в КЗоТе. Кроме того, значительных успехов добились инженерная психология и эргономика, промышленная социология и экономика труда (занимавшаяся, в частности, нормированием работ и организацией труда, разработкой методов нематериальной мотивации, таких как получившее широкую известность социалистическое соревнование) и пр.

В чем же причина того, что мы приняли зарубежное название профессии HR manager вместо «специалист кадровый службы»? Дело не в терминах: на наших предприятиях по-прежнему есть «отделы кадров», где работают высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие документальное оформление трудовых отношений в соответствии с требованиями законодательства, учет сотрудников и подготовку требуемой отчетности для госорганов. Но для выполнения новых задач — управления персоналом потребовались новые специалисты — HR-менеджеры.

Глава II

Перестройка. В начале 1990-х, с введением в экономику рыночных отношений, в Россию пришли иностранные компании, стали создаваться совместные предприятия. Западные специалисты привезли с собой современные управленческие технологии и лучшие практики, стали разрабатывать и внедрять привычные для них корпоративные политики и процедуры. Впервые столкнувшись с реальной конкуренцией, руководители отечественных и совместных предприятий потянулись в западные бизнес-школы — осваивать новую премудрость. Во время обучения и стажировки в лучших компаниях (европейских и американских), красным директорам и «новым собственникам» раскрыли глаза и на последние мировые достижения в области управления человеческими ресурсами.

1990-е. Первый набор студентов на специализацию «Управление персоналом» прошел в 1992 году в Государственном университете управления (ГУУ, Москва).

Рекрутинг. Слово «рекрутинг» происходит от французского recruter— «вербовать», или немецкого Rekrut— «лицо, принятое на службу по найму или воинской повинности».

С появлением реального рынка труда возникла необходимость в поиске и отборе кандидатов. Наверняка многие помнят первые самостоятельные шаги в освоении нового подхода: активное использование СМИ для размещения объявлений о найме или поиск «через знакомых». Слово «резюме» пока никто не знает, кандидатам предлагают заполнить анкету непосредственно на предприятии. Люди тоже дезориентированы — никто не понимает, как «по-новому» искать работу, поэтому охотно откликаются на предложение приехать на собеседование. Заполненные анкеты хранятся в тяжелых пухлых папках — это и были первые «базы данных» кандидатов.

В Россию и Украину современные рек-рутмент-технологии приходят в начале 1990-х, когда заходившие на новые рынки крупные западные компании начали искать сотрудников (в том числе руководителей) для своих представительств и совместных предприятий. Стали открываться представительства зарубежных рекрутин-говых компаний, затем появились первые отечественные агентства по подбору персонала.

Следующий этап развития рекрутинга начался во второй половине 1990-х: с распространением интернета у работодателей появилась возможность оперативно размещать вакансии, а у соискателей — резюме. Хотя развитие «паутины» в разы увеличило объем проходящей через HR-менеджеров информации, дистанционный («заочный») поиск кандидатов и поиск по базам данных (в связке «вакансия — резюме») окончательно утвердился в качестве его главного рабочего инструмента.

 

Напишите нам arange@list.ru , если хотите прочитать полную версию статьи.

Автор: Татьяна Козлова, Управляющий партнёр A-Range Solutions www.a-range.ru, Тьютор Международной Академии Бизнеса
Обучение
Статьи по темам

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс