Перевелись на Руси менеджеры по туризму. Часть 1 | Отраслевые программы | Статьи | Бизнес Образование России

Статьи

12
 
Перевелись на Руси менеджеры по туризму. Часть 1

Перевелись на Руси менеджеры по туризму. Часть 1


Марина Сонина много лет работает в российском туристическом бизнесе, консультирует в профильном вузе, в течение нескольких лет участвует в образовательной программе «Турфирма от А до Я», проводимой юридической компанией «Персоной Грата» в качестве лектора и тренера, проводит индивидуальные консультации и обучение сотрудников в турагентствах, участвует в маркетинговых исследованиях по заказам основных туроператоров, работая в справочно-информационной службе по туризму «Красный телефон», а также тесно и постоянно общается со старожилами туристического рынка.

 

Ни для кого не секрет, что туристическая отрасль переживает совершенно очевидный кадровый кризис, который углубляется все безнадежнее. Причин тому много. Их очень трудно распределить по степени важности, так как они взаимосвязаны между собой, и не только между собой, но и зависят от ряда внешних факторов.

Возможно, не все со мной согласятся, но, опираясь на собственный опыт в туристическом бизнесе, я выделила нижеследующие причины.

 

Причины кадрового кризиса на туристическом рынке

 

 1. Отсутствие качественного образования в сфере туризма, что является одной из основных причин. Причем абсурдность ситуации заключается в том, что количество заведений, готовящих менеджеров по туризму превеликое множество: вузы, колледжи, курсы и тому подобное. В народе специальность обернута в красивый фантик иллюзий, но менеджера по туризму такого вуза директор фирмы возьмет в самый последний момент, если не найдет никого более подходящего.

Выпускнику или студенту не только сложно устроиться на хорошую зарплату, которую он рассчитывает, имея профильное образование, но и просто на практику. Имея диплом, выпускник не хочет выполнять черновую работу, в то время как знаний его хватает, в лучшем случае, на работу курьера или помощника.

 Рынок диктует свои требования к менеджерам по туризму

Наученные горьким опытом хозяева или директора компаний зачастую готовы брать вчерашних школьников, мам и пап своих сотрудников, знакомых по рекомендациям, но только не выпускников профильных заведений. Главное, – чтобы новоявленные сотрудники не были мизантропами.

В этой ситуации гораздо легче учить профессии, нежели переучивать. Иными словами, лучше писать на чистом листе.

Причем возраст 50 лет совершенно не является помехой при приеме на работу, даже если у претендента нет никакого опыта. У людей этого возраста немало других достоинств, в частности, – жизненный опыт общения.

Настоящими профессионалами туризма сейчас мы называем талантливых самоучек, чаще всего, работающих в отрасли уже давно, а наличие у них диплома о высшем туристическом образовании в профессиональном плане ничего не дает. Если бы и нужен был диплом как таковой, то эти люди могли получить или купить любой диплом, таланта бы хватило.

 2. Как это не прискорбно, но интеллектуальный уровень и степень знаний, начитанности, общего развития туристических кадров снижен до предела. Студенты по общему развитию похожи на слепых щенят, они не умеют слушать и слышать, читать правильно, писать без ошибок, говорить без дурацких словечек, иными словами, Эллочка-людоедка отдыхает. Они не знают значения многих слов, да и попросту не знают столь необходимую им географию, например, многие не догадываются, что Крым – заграница.

Разумеется, почти все ответы они найдут в Инетрнете в течение короткого времени, но только если им сказать, где и что искать. Если в этот день не работает Интернет, работа попросту встанет. Способность к аналитике у многих просто отсутствует за ненадобностью.

Молодой сотрудник с высшим образованием бьется за свое право называться менеджером по туризму и работать самостоятельно, при этом он даже не догадывается про ненормированный рабочий день, умение работать в команде, необходимость выполнять любую порученную работу, например, ночевать у посольства или у железнодорожных касс или в аэропорту.

Да и откуда ему об этом знать? Обучающие его в вузе теоретики знают что угодно, но не практику российского туризма. На четвертом курсе студенты профильных заведений никогда не бывали в турфирмах, рабочих документов часто вообще в глаза не видели, более того, не понимают, зачем им эта работа?

 3. Интереса именно к профессии менеджера по туризму, как таковой, практически нет. На занятиях мальчики честно говорят, что косят от армии, а девочки хотят замуж за иностранцев, денег, владеть фирмой, не умея объяснить зачем. В лучшем варианте – хотят путешествовать.

Много лет назад мне довелось после московской школы преподавать в школе военного гарнизона далеко от Москвы. Аналогия напрашивается сама собой: там мальчики все хотели в военное летное училище, а девочки – замуж за летчиков.

Но и сейчас, к сожалению, среди моих «профильных» учеников, желающих стать работающими сотрудниками турфирм – мизерный процент. Почему они выбирают именно эту специальность? Загадка!

 Правда жизни

И это притом, что полностью отсутствует представление о том, кто такой менеджер по туризму и чем он занимается. Ощущение такое, что если бы студенты знали заранее о небольших зарплатах и неимоверных нагрузках – никто бы вообще и не пошел на эти специальности, мотивации никакой. Чуть радужнее обстоят дела с направлением «гостиничный бизнес», здесь студенты, по крайней мере, представляют, что им придется делать в будущем.

Если десять лет назад устроиться на работу в турфирму можно было только по счастливой случайности или по знакомству, это представлялось райским местом, то теперь пресса, сайты турфирм, интернет-ресурсы по трудоустройству просто кишат вакансиями. Спрашивают друг у друга не приличного менеджера по туризму с опытом работы, а хоть кого-то толкового. Директор департамента детского и юношеского туризма одной из крупных операторских компаний рассказала, что не получила ни одного отклика на предложение о вакансии «детского» менеджера ее отдела с зарплатой в 1200 у. е.

 4. Так называемые «издержки профессии».

Многие талантливые менеджеры по туризму уходят из этой отрасли. Об этом знают все, таких профи даже хорошие зарплаты не удерживают. Происходит попросту «выгорание».

а) во-первых, для других специальностей у менеджеров такого уровня зарплата все равно больше, хотя, к сожалению, это норма не только для России, – во всем мире турбизнес довольно низкооплачиваемый.

б) во-вторых, издержки профессии в виде отсутствия праздников (что туристу праздник, менеджеру – смерть), бесконечной ходьбы по минному полю (даже предположить не возможно, где взорвется), черной, хотя уже чаще серой зарплаты, отсутствия выходных летом, нормального отпуска, больничных, социальных льгот и так далее. А катаклизмы и перевороты? А вулканы и цунами, за которые приходится отвечать перед туристами?

 Мизантропы не в почете

А «невоспитанные», то бишь нервные, уставшие от своей собственной работы, туристы, любящие утвердиться за счет сотрудника турфирмы? Да и как бедолагам объяснить, что визы им не дают именно англичане, а курьер Петя ни в чем не виноват?!

Наши туристы, запуганные прессой и пропажами турфирм, а также страданиями соотечественников за рубежом, продолжают играть в «русскую рулетку», так как других вариантов им никто не предлагает.

Иными словами, за тысячи своих евро, они по-прежнему получают лишь бумажку и трясутся до момента возвращения из поездки. А вдруг на обратном пути в аэропорту Рима забастуют служащие?

Никто даже не пытается понять друг друга. Вечный бег по замкнутому кругу. Во многих фирмах клиентов зовут, в лучшем случае, – пациентами, в худшем – по-разному, не ожидая от них ничего хорошего. А ведь именно их мы зазываем в офисы через дорогостоящую рекламу. Зачем же хозяевам такие сотрудники, которые не любят клиентов (людей) и относятся к ним соответственно?

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Марина Сонина
Обучение
Статьи по темам

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс