Особенности внешнеэкономической деятельности организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке продукции трубопроводным транспортом | Международный бизнес, ВЭД | Статьи | Бизнес Образование России

Статьи

1
 

Особенности внешнеэкономической деятельности организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке продукции трубопроводным транспортом


Внешнеэкономическая деятельность в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года №183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Внешнеэкономическая деятельность является одной из основных форм экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами.

Видами внешнеэкономической деятельности являются:

- экспорт товаров (работ, услуг);

- реэкспорт товаров (экспорт импортных товаров);

- импорт товаров (работ, услуг);

- реимпорт товаров (импорт ранее экспортированных товаров);

- бартерные операции;

- арендные операции;

- продажа лицензий;

- оказание информационно-консультационных услуг;

- оказание рекламных услуг;

- транспортно-экспедиционные услуги;

- другие услуги.

Методы регулирования внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельностьэто деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (пункт 4 статьи 2 Закона №164-ФЗ).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Закона №164-ФЗ осуществляется посредством:

- таможенно - тарифного регулирования;

- нетарифного регулирования;

- запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Законом №164-ФЗ.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Таможенно - тарифное регулирование согласно статье 19 Закона №164-ФЗ заключается в установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина по определению, содержащемуся в Законе №5003-1, представляет собой обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина (подпункт 1 пункта 1 статьи 5 Закона №5003-1).

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами согласно статье 21 Закона №164-ФЗ может осуществляться только в следующих случаях:

· при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Следует обратить внимание, что данные количественные ограничения устанавливаются только на продовольственные и сельскохозяйственные товары, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

· при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ;

· при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов;

· в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона №164-ФЗ;

· предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами;

· установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Лицензирование в сфере внешней торговли

Следует отметить, если организация, занимающаяся транспортировкой продукции по магистральным трубопроводам, осуществляет внешнеторговую деятельность, то в этом случае следует получить лицензию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года №364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении Федерального банка выданных лицензий» утверждено Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами (далее - Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами).

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации через свои территориальные органы (далее - лицензирующие органы) выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

· разовая лицензия - документ, который выдается заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

· генеральная лицензия – это документ, который выдается заявителю на основании решения Правительства Российской Федерации, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

· исключительная лицензия - документ, который предоставляет заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Формы бланков лицензий утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 6 октября 2005 года №251 «О мерах по выполнению Постановления Российской Федерации от 9 июня 2005 года №364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении Федерального банка выданных лицензий».

Для получения лицензии заявитель обязан представить в лицензирующий орган следующие документы:

· заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе. Форма заявления о предоставлении лицензии утверждена Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 6 октября 2005 года №251 «О мерах по выполнению Постановления Российской Федерации от 9 июня 2005 года №364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении Федерального банка выданных лицензий»;

· копия договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;

· копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя;

· другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган обязан зарегистрировать в установленном порядке документы, представленные заявителем.

Лицензирующий орган обязан в срок до 20 дней со дня регистрации документов принять решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии, содержащее мотивированное обоснование отказа, направляется заявителю.

При изменении организационно - правовой формы, наименования или места регистрации заявителя - юридического лица, или изменения фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя - индивидуального предпринимателя, или утраты лицензии заявитель (лицензиат) обязан не позднее чем через 15 дней представить в соответствующий лицензирующий орган письмо с просьбой о переоформлении лицензии с приложением нового заявления, а также документов, подтверждающих такие изменения или утрату лицензии.

Лицензирующий орган обязан выдать переоформленную лицензию в срок до 5 дней со дня регистрации документов заявителя.

Внесение изменений в выданную лицензию не допускается (пункт 9 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами).

Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии по следующим основаниям:

· в случае неправильного оформления заявления о предоставлении лицензии;

· в случае сообщения недостоверной информации;

· в случае исчерпания квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров).

Лицензирующий орган, выдавший лицензию, имеет право принимать решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании в случае представления лицензиатом соответствующего заявления, а также при нарушении лицензиатом условий лицензии.

Уведомление о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании направляется лицензиату, а также в Федеральную таможенную службу с обоснованием причин принятия такого решения.

Уведомление о возобновлении действия выданной лицензии направляется лицензиату, а также в Федеральную таможенную службу с обоснованием причин принятия такого решения в срок до 5 дней со дня принятия решения о приостановлении действия выданной лицензии.

За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, предоставление лицензии и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах, определяемых законодательством Российской Федерации.

Статьей 333.33 НК РФ определено, что государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

· за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;

· за предоставление лицензии - 1 000 рублей;

· за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 рублей.

Лицензия не может быть передана лицензиатом другому лицу.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации (пункт 15 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами).

Согласно пункту 16 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами лицензиат обязан предоставить оригинал лицензии и заверенную копию лицензии в:

· таможенный орган Российской Федерации – в случае, если таможенное оформление товара будет производиться только в этом таможенном органе Российской Федерации;

· таможенный орган Российской Федерации по месту нахождения лицензиата – в случае, если таможенное оформление будет производиться в нескольких таможенных органах Российской Федерации.

Если лицензиату выдана разовая лицензия, то он обязан в 10-дневный срок после окончания срока ее действия представить в выдавший ее лицензирующий орган фотокопию оригинала лицензии, на котором проставлялись отметки таможенных органов Российской Федерации о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу Российской Федерации.

Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы лицензиатом в установленном порядке (пункт 19 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами).

Полномочия органов государственной власти

Если организация осуществляет внешнеторговую деятельность по транспортировке продукции трубопроводным транспортом, то полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона №164-ФЗ распределены следующим образом.

Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 13 Закона №164-ФЗ в соответствии со своими полномочиями, в частности:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

· применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

· устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;

· вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;

· устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

· определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

· по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

· определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

· утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

· осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

Экспорт услуг по транспортировке продукции

Документы, подтверждающие предоставление услуг

МВЭС РФ 1 июля 1997 года №10-83/2508, ГТК РФ 9 июля 1997 года №01-23/13044, ВЭК РФ 3 июля 1997 года №07-26/3628 утвержден «Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок».

Согласно данному документу документами, подтверждающими выполнение услуг по транспортировке по трубопроводам и по передаче электроэнергии, являются:

- акт приемки-сдачи;

- счет / счет–фактура.

Поскольку результат оказания услуги не имеет материального выражения, ввоз услуги невозможно подтвердить таможенной декларацией и в этом случае она не оформляется.

Для внешнеторговых контрактов, которыми предусмотрен импорт услуг, не предусмотрено и оформления паспорта импортной сделки. Указанные паспорта оформляются лишь для тех операций, которые предусматривают импорт товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В Приказе Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 4 мая 2006 года №422 «О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом» сказано:

«В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации и в целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров трубопроводным транспортом на основании статей 405, 406 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №22, ст. 2066; №52 (ч. I), ст. 5038; 2004, №27, ст. 2711, №34, ст. 3533, №46 (ч. I), ст. 4494; 2005, №30 (ч. I), ст. 3101; 2006, №1, ст. 15, №3, ст. 280, №8, ст. 854) приказываю:

1. Осуществлять таможенный контроль документов и сведений, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом, в местах нахождения непосредственно ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «АК «Транснефтепродукт» должностным лицам отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1 (нефти и нефтепродуктов) Центральной энергетической таможни (код 10006005) (далее - должностные лица ЦЭТ).

2. Начальнику Центральной энергетической таможни Е.В. Рыбакову:

а) представить в месячный срок в Главное управление организации таможенного контроля утвержденные должностные инструкции (регламенты) должностных лиц ЦЭТ, указанных в пункте 1;

б) согласовать с ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «АК «Транснефтепродукт» порядок и место размещения должностных лиц ЦЭТ;

в) утвердить совместно с Главным управлением информационных технологий (Л.М. Ухлинов), Главным управлением организации таможенного контроля (А.В. Галактионов) перечень средств связи, оргтехники и других средств, необходимых для работы должностных лиц ЦЭТ;

г) обеспечить назначение приказом должностных лиц ЦЭТ, осуществляющих контроль, указанный в пункте 1, из числа должностных лиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1 (нефти и нефтепродуктов).

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.А. Шамахова.»

Налоговый учет

Налог на добавленную стоимость при экспорте услуг

Налогообложение НДС услуг по транспортировке продукции трубопроводным транспортом зависит от определения места реализации данных услуг.

По общему правилу местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если деятельность субъекта предпринимательской деятельности, оказывающего эти услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 148 НК РФ местом осуществления деятельности субъекта, оказывающего услуги, считается территория Российской Федерации в случае его фактического присутствия на территории РФ на основе государственной регистрации.

Таким образом, если услуги оказываются на территории Российской Федерации, то они облагаются НДС по налоговой ставке 18%.

Если услуги по транспортировке не оказываются на территории Российской Федерации, то они не облагаются НДС и по ним не вычитается «входной» НДС на основании статьи 146 НК РФ и подпункта 2 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

В том случае, если возникает необходимость выявления объекта налогообложения по НДС по услугам для применения налоговой ставки 0%, то необходимо обратить внимание на подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Согласно данному подпункту налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:

«2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;»

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ нулевая ставка налога применяется также и в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортных товаров и товаров, ввозимых в особые экономические зоны.

Причем эта норма распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы Российской Федерации или ввозимых на ее территорию товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Данная норма несколько изменена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон №119-ФЗ).

Заметим, что и в «старой» и в «новой» редакциях данного подпункта статьи 164 НК РФ имеются слова «и иные подобные работы (услуги) и «непосредственно связанных с». Наличие этих слов, и до внесенных изменений в НК РФ, позволяло налогоплательщику доказывать (через суд) что работы, услуги (названные в данном подпункте), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров на экспорт, подлежат обложению НДС по ставке 0%. Сейчас ситуация упростилась, так как теперь в этом подпункте прямо поименованы:

1. работы (услуги) по организации перевозок;

2. работы (услуги) по сопровождению перевозок;

3. работы (услуги) по самой перевозке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров (странно, но факт, что сама перевозка ранее в перечне работ (услуг) поименована не была, была только транспортировка);

4. работы (услуги) по организации вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров (что здесь имели в виду законодатели пока остается неясным, может быть учет и сортировку товаров, а может что-то другое).

Кроме того, как положительный момент отметим, что с 1 января 2006 года не важно кто выполняет эти работы (оказывает услуги) российский перевозчик или просто российская организация или индивидуальный предприниматель, так как для оказания иных услуг, например, по погрузке, совершенно не обязательно быть именно перевозчиком.

Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2005 года №А56-44543/04, суд вынес решение, что услуги по обеспечению погрузочно-разгрузочных работ, связанных с приемом из трубопровода и перекачкой на морские суда экспортируемых нефтепродуктов, облагается НДС по ставке 0% на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Исходя из анализа статьи 164 НК РФ, при экспорте товаров мы рекомендуем налогоплательщикам НДС (не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте), заявлять ставку 0 процентов одновременно по двум основаниям: по подпунктам 2 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, так как в случае судебного разбирательства это значительно увеличит шансы налогоплательщика.

В том случае, если налогоплательщик осуществляет импорт товаров, мы рекомендуем налогоплательщикам НДС (не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте), заявлять ставку 0 процентов по подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, и в договорах жестко оговаривать, что налогоплательщик не является перевозчиком, что может помочь в неизбежном судебном разбирательстве, но здесь шансы налогоплательщика намного ниже.

Обратите внимание!

Во взаимной торговле с Республикой Беларусь налоговые отношения сторон регулируются не главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, а нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Неотъемлемой частью данного соглашения является «Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь».

Исходя из этого, право на подтверждение ставки 0% по экспорту в Республику Беларусь предоставляется в соответствии с нормами указанного Соглашения.

При этом обращаем Ваше внимание на то, что нормы указанного Соглашения распространяются лишь на товары местом происхождения которых является территория Российской Федерации или Белоруссии. На это указано в Федеральном законе от 28 декабря 2004 года №181-ФЗ «О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг».

Исходя из этого, если страной происхождения товаров является любая другая страна, то при экспорте указанных товаров налогоплательщик обязан воспользоваться статьей 164 НК РФ.

Отметим, что до 1 января 2006 года налогоплательщики, вывозящие на экспорт в Белоруссию товары не российского происхождения, обязаны были пользоваться ставкой 10% или 18%. На это указано в Письмах Минфина Российской Федерации от 21 ноября 2005 года №03-04-08/320 и от 3 августа 2006 года №03-04-13/1/08.

Забегая немного вперед, отметим что, так как Федеральный закон №119-ФЗ внес необходимые изменения и в статью 165 НК РФ, установив перечень необходимых документов, представляемых в налоговый орган, то с 1 января 2006 года налогоплательщики, реализующие на экспорт в Белоруссию товары, местом происхождения которых является территория иностранного государства, вправе использовать ставку 0%.

Налогоплательщику НДС при применении ставки налога 0% особое внимание следует уделить Письму ФНС РФ от 13 января 2006 года №ММ-6-03/18@.

Согласно указанному документу применение налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке (транспортировке) экспортных товаров, является не только правом налогоплательщика, но и обязанностью, установленной статьей 164 НК РФ. Поэтому использование ставки 18% является неправомерным, в связи с чем налогоплательщик, использующий при экспорте ставку отличную от 0%, не имеет права на вычеты сумм «входного» налога.

Причем правомерность такой позиции признал и ВАС РФ в своем решении от 9 июня 2006 года №4364/06 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим положений абзаца тринадцатого письма Федеральной налоговой службы от 13 января 2006 года №ММ-6-03/18@».

Кроме того, налогоплательщику будет полезно ознакомиться с Письмом ФНС РФ от 11 октября 2006 года №ШТ-6-03/996@ «О направлении разъяснений за III квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость» (вместе с «Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 налогового кодекса российской федерации»).

Для того, чтобы воспользоваться нулевой ставкой налога перевозчик (иное лицо) должен представить в налоговый орган документы, перечисленные в пункте 4 статьи 165 НК РФ.

· контракт (копия контракта), заключенный налогоплательщиком с иностранным или российским лицом на выполнение работ (оказание услуг);

· выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

· таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, который производил таможенное оформление вывоза, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации.

При экспорте товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Это связано с тем, что при данном способе транспортировки, в отличие от «обычного» экспорта не предусмотрено таможенное оформление товара, при котором оформляется таможенная декларация, содержащая отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товаров и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт, через который этот товар вывозится за территорию Российской Федерации.

· копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Обратите внимание!

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

При оказании услуг по транспортировке продукции трубопроводным транспортом следует обратить внимание на подпункт 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ. Согласно которому, таможенная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

В таком случае отметка пограничного таможенного органа делается при поступлении от экспортера нефти, нефтепродуктов и т.д. только после представления полной таможенной декларации. Так как согласно пункту 22 Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной Приказом ГТК Российской Федерации от 15 сентября 2003 года №1013 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи»:

«Декларант представляет в таможенный орган, производивший таможенное оформление товара, одну или несколько надлежащим образом заполненных полных ГТД за каждый календарный месяц поставки товаров. Полная ГТД должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки товаров.»

При этом следует иметь в виду, что при подаче в таможенный орган полной таможенной декларации декларант представляет документы, которые не были представлены на момент подачи временной таможенной декларации (счета-фактуры (инвойсы), акты о фактических поставках товаров либо их копии, заверенные декларантом, и иные имеющиеся у него документы).

Таможенные платежи

Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Таможенное законодательство Российской Федерации помимо регулирования отношений в области таможенного дела также регулирует отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Причем статьей 3 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при регулировании данных отношений таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таможенные платежи и их виды установлены статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации. К таможенным платежам относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- таможенные сборы.

Определение таможенной пошлины содержится в статье 5 Закона №5003-1. Согласно данному определению таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Одним из видов таможенных платежей является налог на добавленную стоимость (далее НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Статьей 146 НК РФ установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения НДС. Перечень товаров, не подлежащих налогообложению НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, определен статьей 150 НК РФ, особенности налогообложения при ввозе товаров в зависимости от избранного таможенного режима установлены пунктом 1 статьи 151 НК РФ. Налоговая база при ввозе товаров определяется в соответствии с главой 21 НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, также отнесен к числу таможенных платежей. Ввоз подакцизных товаров является объектом налогообложения акцизами на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ. Согласно статье 183 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность. Особенности налогообложения акцизом при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от выбранного таможенного режима установлены статьей 185 НК РФ. Определение налогооблагаемой базы производится в соответствии со статьей 191 НК РФ.

Таможенный сбор согласно подпункту 31 пункту 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины:

· специальная пошлина;

· антидемпинговая пошлина;

· компенсационная пошлина.

В соответствии с пунктом 3 статьи 318 Таможенного кодекса Российской Федерации специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.

Пунктом 2 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда таможенные пошлины и налоги не уплачиваются. Это происходит, когда:

· товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов – в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми такое освобождение предоставлено;

· общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

· до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

· товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Тарифы на услуги по транспортировке продукции по системам магистрального трубопроводного транспорта утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. При этом учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также обеспечение эксплуатирующих организаций систем магистрального трубопроводного транспорта финансовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения надежного и безопасного функционирования и развития сети их трубопроводов.

Особенности государственного регулирования тарифов на услуги магистральных газопроводов установлены Федеральным законом от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Организация - собственник системы магистрального трубопроводного транспорта в целях осуществления расчетов между организациями, входящими в данную систему, может устанавливать внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке продукции по трубопроводам данной системы.

Тарифы на услуги по транспортировке продукции по системам магистрального трубопроводного транспорта не должны быть дискриминационными по отношению к любому грузоотправителю.

Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 1 декабря 2006 года №321-э/2 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам Балтийской трубопроводной системы»:

«В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №29, ст. 3049; 2006, №3, ст. 301, №23, ст. 2522), Положением об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, утвержденным Приказом ФСТ России от 17.08.2005 №380-э/2 (зарегистрировано Минюстом России 25.08.2005, регистрационный №6942), и решением Правления Федеральной службы по тарифам от 1 декабря 2006 г. № р-68-э/2 приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие ставки тарифов на услуги по транспортировке нефти на экспорт по магистральным трубопроводам Балтийской трубопроводной системы ОАО «АК»Транснефть»:

- на услуги по перекачке нефти по маршруту Ярославль 1, 2, 3 - Приморск в размере 210,54 руб./т;

- на услуги по перевалке нефти на НБ «Приморск» в размере 56,26 руб./т.

2. Признать утратившим силу Постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. №98-э/2 «Об утверждении тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам Балтийской трубопроводной системы».

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2007 года.»

Федеральная таможенная служба в Письме от 29 декабря 2006 года №01-06/46931 «О применении Приказа ГТК России от 11 декабря 1997 года №728» сообщает, что с 1 января 2007 года при декларировании нефти, вывозимой с таможенной территории Российской Федерации трубопроводным транспортом, таможенные платежи уплачиваются на счета таможенных органов, производящих таможенное оформление данных товаров, за исключением случаев подачи полных таможенных деклараций на товары, в отношении которых до указанной даты были приняты временные таможенные декларации. В указанных случаях уплата таможенных платежей производится в соответствии с Приказом ГТК Российской Федерации от 11 декабря 1997 года №728 «Об усилении контроля за взысканием и перечислением таможенных платежей при таможенном оформлении нефти (включая газовый конденсат)».

Автор: Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ "Интерком-Аудит"
Источник: http://www.audit-it.ru
Обучение
Статьи по темам

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс

Printleto.ru каталог типография для больших фирм цены в Москве