Манипуляции для пользы дела | Деловой этикет | Статьи | Бизнес Образование России

Статьи

11
 

Манипуляции для пользы дела


Следует сказать, что проблема манипуляций обычно окружена завесой таинственности и нередко вызывает осуждение и внутренний протест. Но, несмотря на ореол негативных эмоций, проблема эта никуда не исчезает, и страдают от манипуляторов в большинстве случаев именно те, кто исповедует "страусиную политику", не желая разобраться в этом вопросе. Поэтому изучать механизмы манипуляций полезно именно для того, чтобы уметь защититься от соответствующих приемов и стать неуязвимым для психологического воздействия. Ведь мы живем не в идеальном мире, и многим приходится заботиться о благосклонности начальства, доброжелательности коллег. Мало кому удается, посвящая все силы работе, получать именно столько, сколько заслуживаешь. К сожалению, для делового успеха недостаточно только таланта, трудолюбия, хороших результатов и удачи. Нужно еще быть гибким в общении, обладать деловой смекалкой, а также уметь пользоваться системой сложных, порой неформальных, методов приобретения любого рода власти и выгоды. Пример: "Я работаю в консалтинговой компании. Занимаюсь и кадрами, и офисом, и многим другим. У нас сплоченная команда, и все решения принимаются после совместного обсуждения. Но иногда к нам затесываются "чужаки"? Например, год назад в нашей компании появился Максим - начальник рекламного отдела. У него был опыт продвижения нескольких известных проектов, и он тут же начал манипулировать нашим директором, пообещав раскрутить компанию, сделать ее известной и солидной. Максиму удалось так "обаять" директора, что он получил особый статус, несмотря на то что допускал "накладки" даже в таких простейших обязанностях, как размещение текущей рекламы в прессе, учет звонков по рекламе и т. д. Раньше этим занималась я, выполняя параллельно еще кучу дел, и все успевала. А он делая все кое как объяснял, что это не его уровень. Его настоящее дело - креатив, PR и стратегия. Более того, Максим потребовал себе личного помощника - менеджера, который бы занимался всей, как он говорил, "рутиной". А еще ему нужен был свободный график, поскольку в офисе он, видите ли, не может сосредоточиться. Он запустил дела, все время где-то пропадал. Не скрою, мне было обидно, что он вел себя как избранный. Но однажды произошел такой случай. В туалете испортился кран, я вызвала сантехника, и, пока мы с ним обсуждали эту проблему, я случайно услышала, как Максим, проходя с кем-то мимо, сказал обо мне: "А вот и Наталья, наш умывальников начальник!" Тогда я поняла, что он ко всем нам относится презрительно и свысока. И захотела, чтобы все поняли это. Я тоже начала им манипулировать. Например, при каждой возможности в присутствии кого-нибудь из менеджеров я стала заводить с Максимом разговор о сотрудниках нашей компании или о директоре. Он был настолько уверен в своей избранности, что не осторожничал, охотно поддерживал подобные разговоры, в которых критиковал деятельность менеджеров и директора. И вскоре уже все начальники отделов знали, как он относится и к ним, и к директору. Теперь мы все чаще стали обсуждать неравные условия работы Максима и остальных, и всем это было очень не по душе. Не нравилось и то, что он вел себя вызывающе, ни с кем не сближался - в его отношении чувствовалось отчуждение. Но, поскольку директор считал, что Максим поможет оживить наш бизнес, и был все еще им очарован, пришлось найти для него дополнительные аргументы и факты. Я знала, что больше всего директор не любит тех, кто пытается его обманывать. И вот я рассказала ребятам, будто читала о том, что "высшим пилотажем" у рекламщиков является умение разместить бесплатную статью о фирме, а наш Максим, считавшийся очень хорошим специалистом, делал это за огромные деньги, которые шли, по его словам, на взятки журналистам. Мои коллеги возмутились и сказали, что они тоже считают: за такие статьи, как у нас, нам самим еще должны платить гонорары. И, когда директор в очередной раз на совещании стал хвалить идеи и статьи Максима, мы не разделили его восторги и намекнули, что надо бы проверить, куда идут рекламные деньги. Директор даже под нашим настойчивым нажимом не поддержал нас, но и возражать особо тоже не стал. Когда Максим об этом узнал, то поднял ужасный крик: мол, не может работать с теми, кто ему не доверяет. В тот же день он уволился. Может, это было не совсем правильно. Но ведь Максим не очень-то дорожил работой у нас, поскольку ушел "хлопнув дверью" и даже не попытался доказать свою правоту. Так что совесть меня особенно не мучает - ведь в итоге мои манипуляции пошли на пользу дела: я устранила источник раздражения и конфликта в коллективе, избавила Максима от стрессов и стычек с менеджерами и сэкономила для фирмы довольно существенную сумму вложений в эту авантюрную раскрутку. На прощанье он кинул в мой адрес реплику, что, мол, во все времена Сальери отравляли жизнь. А он, надо понимать, - Моцарт. Мы потом долго смеялись и над этой фразой, и над его самомнением. Потому что он не Моцарт, а скорее Остап Бендер. Наш директор время от времени его вспоминает и вздыхает: если бы Максим не ушел, наша компания бы сейчас раскрутилась. Но, я думаю, Максим все равно бросил бы нас на полпути или требовал бы для себя все больших привилегий. Журавль в небе прокурлычет и летит дальше? А я сейчас всерьез занялась изучением рекламного дела и убедила директора послать меня на обучение. Так что скоро в моем лице компания будет иметь квалифицированного специалиста, надежного и без авантюрных "закидонов" псевдотворца". Манипулятор Для начала рассмотрим мотивы и особенности характера тех, кого можно отнести к категории манипуляторов. Все, что делает манипулятор, подкреплено тайными мотивами и направлено на то, чтобы хорошо выглядеть в глазах значимых для него лиц и достигать намеченной цели. Рассмотрим одну из таких ситуаций, описанную Натальей Н. Ситуация, описанная Натальей, является хорошей иллюстрацией к одной из стратегий внутрикорпоративного PR. Стратегия - черная, из разряда психоманипуляций. Конечно же, на основании одного лишь письма трудно сделать объективный анализ ситуации, но мы попробуем обобщить некие исходные положения и характеры ее участников и рассмотреть произошедшее гипотетически. Каковы были цели Натальи? Избавиться от конкурента, отстоять свое "место под солнцем", вернуть статус. Какую стратегию избрала она? Поскольку манипуляция возникает тогда, когда открыто переиграть противника не удается и подавить его тоже нет возможности, Наталья решила вести игру на своем поле - в кулуарах офиса (ведь ее должность называется офис-менеджер, т. е. управляющий всем, что происходит непосредственно в офисе). Для начала она занялась поиском слабых мест в работе Максима. Затем Наталья стала создавать враждебную для Максима среду, настраивая против него менеджеров. Ну и, наконец, решающим действием была дискредитация Максима в глазах директора. Какие приемы использовала Наталья? Формирование негативного мнения коллег. Натянутые обобщения (ко всем относится свысока, потому что обидел меня). Вызов Максима на откровенность для провоцирования конфликта с сотрудниками. Предположения, не основанные на объективных реалиях. Провокация эмоционального взрыва Максима на совещании, подготовленная с учетом его эмоциональной неуравновешенности. Был ли риск? Наталья, проработавшая в компании много лет, хорошо изучила характер директора. Возможно, если бы она просто пошла "стучать" на Максима, то раскрыла бы свои истинные намерения и личную заинтересованность в его уходе из компании. Ее могли бы осадить, и в дальнейшем ее аргументы уже не воспринимались бы. Ожидаемые выгоды? Выигрыш? Наталья рассчитывала: 1. Получить то, что хочется, но при этом выглядеть безупречно в глазах коллег. 2. Получить то, что хочется, и одновременно постараться избежать агрессивной реакции (гнева, недовольства, мести и пр.) со стороны Максима (раньше времени), но, главное - директора. А был ли возможен компромисс, идеальная ситуация ВЫИГРЫШ - ВЫИГРЫШ? Думаю, что да, но при определенных условиях. Например, если бы директор предоставил Максиму помощника (ту же Наталью) и Наталья поставила бы себе цель не выживать Максима из компании, а поучиться у него (она бы имела возможность наблюдать изнутри рекламную "кухню"), то, возможно, и компания раскрутилась бы (как того хотел директор), и Наталья многому научилась. Однако рано или поздно настал бы момент, когда ей захотелось бы выйти из роли ученика-помощника, что привело бы к неминуемому конфликту интересов и соответствующим манипулятивным действиям. Журнал "Управление компанией" №12 2005 г. Издательский Дом "РЦБ" http://www.zhuk.net Подробнее смотрите по ссылке.
Автор: Александр Кичаев

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс