Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России | Правовое регулирование | Статьи | Бизнес Образование России

Статьи

7
 

Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России


Многие франчайзинговые компании, зарегистрированные на данном этапе развития льготного предпринимательства, просуществовали около 1-2 лет, прекратив свою деятельность в связи с чрезмерно высоким уровнем административного влияния, неотработанностью модели ведения бизнеса и корпоративных бизнес-процессов, сложностью осуществления контроля над деятельностью франчайзи и соблюдением ими корпоративных требований, трудностями <подбора> потенциальных франчайзи, а также с высоким уровнем криминализации предпринимательского сектора экономики.

Позднее деятельность на российском рынке с использованием механизма коммерческой концессии начали несколько западных сетей, таких как: "Баскин Роббинс", "Альфаграфикс", "Ксерокс", "Кодак", "Сити Лукс", "Патио Пицца", "Баджет", "Сабвей" и др. Иностранные компании отличал и отличает значительный уровень внимания к России как к перспективному, сверхрентабельному и неосвоенному рынку. В связи с этим некоторые сети, развиваясь во многих странах с использованием франчайзинга, в России переходят на корпоративную систему построения бизнеса. 

Так, одна очень известная компания, работающая на рынке быстрого питания, планировала развиваться в нашей стране с использованием льготного предпринимательства, однако, проанализировав уровень потребительского спроса и спрогнозировав возможные финансовые показатели, отказалась от данного механизма деятельности в пользу корпоративной сети.

По нашим оценкам, на сегодняшний день число иностранных франчайзинговых компаний, рассматривающих корпоративную экспансию в России как перспективную, а возможные финансовые результаты деятельности как высокие, значительно увеличилось. Основными препятствиями для прихода данных франчайзинговых сетей в Россию в настоящее время являются отсутствие законодательной базы в области коммерческой концессии, а также государственной протекционистской политики в сфере иностранных инвестиций. 

Наряду с западными компаниями использование в своих экспансионных проектах механизма коммерческой концессии с середины 90-х годов начали активно применять и российские фирмы: "РосИнтер", "1С", "Эконика", "Русское бистро", "МВО", сбытовые подразделения нефтяных компаний (ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Славнефть, Башнефть) и др. Деятельность большинства вышеперечисленных отечественных организаций отличает высокий уровень исследования рынка и структуры потребительского спроса, проработанности технологий, предоставляемых франчайзи, юридической подготовки документации по франчайзингу.

Наблюдается тенденция к появлению мультибрэндовых компаний и развитию деятельности на нескольких сегментах рынка. Примером является фирма <РосИнтер>, владеющая несколькими франшизами (франшиза - комплекс эксклюзивных прав, предоставляемых франчайзи франчайзором) и брэндами, каждый из которых может быть предоставлен на условиях франчайзинга. 

Факторы, затрудняющие развитие франчайзинга в России

Несмотря на довольно длительный период фрагментарного использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого, помимо административного аспекта, затрудняется рядом факторов.  

Основным из них является законодательный фактор, а именно отсутствие в России нормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии. Основу франчайзингового законодательства составляет гл. 54 ГК РФ "Коммерческая концессия". По мнению специалистов, основными недостатками данной главы являются:

  • установление ст. 1037 ГК РФ возможности одной из сторон договора франчайзинга прекратить его действие простым извещением контрагента не менее чем за полгода до предполагаемой даты расторжения;
  • возможность пролонгации догово-ра франчайзинга, срок которого истек на прежних условиях, закрепленная ст. 1035 ГК РФ;
  • необходимость регистрации дого-воров франчайзинга органом, осуществившим регистрацию правообладателя (данное положение установлено ст. 1028 ГК РФ);
  • субсидиарная ответственность субъектов договора коммерческой концессии, установленная ст. 1034 ГК РФ;
  • сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон, закрепленное ст. 1038 ГК РФ.  

Решением законодательного вопроса, возможно, станет принятие закона "О франчайзинге", а также закона "О внесении изменений и дополнений в 54 главу ГК РФ", разработанных и представленных Российской ассоциацией франчайзинга в МАП РФ и в московское правительство. Однако отметим, что многие страны вообще обходятся без законодательства в сфере франчайзинга либо ограничиваются следованием этическим кодексам в области франчайзинга, разработанным национальными и мировыми общественными франчайзинговыми организациями.

Недостаточный уровень поддержки субъектов франчайзинга со стороны финансовых организаций является еще одним фактором, затрудняющим развитие франчайзинга в России. Так, на сегодняшний день ни одним коммерческим банком не предложено комплексной системы обслуживания субъектов франчайзинга. По свидетельству руководителей крупнейших российских франчайзинговых сетей, основной проблемой развития их компании по механизму коммерческой концессии является невозможность получения в банке кредитных ресурсов, а также незаинтересованность самих коммерческих банков в разработке и применении схем кредитования субъектов франчайзинга.  

Необходимо отметить, что российские коммерческие банки до сих пор не только не разработали вышеуказанные оригинальные схемы кредитования франчайзеров и франчайзи, но и оставили без внимания остальной спектр услуг, предоставляемых коммерческими банками субъектам франчайзинга за рубежом: консалтинг информационного характера, заключающийся в предоставлении потенциальным и действующим франчайзи детальной информации о рынке коммерческой концессии; проведение комплексного анализа финансовых и юридических аспектов проектов франчайзеров и франчайзи по экспансии их компаний (как трансграничной, так и внутристрановой); консалтинг и координацию деятельности франчайзи в области разработки и предоставления бизнес-плана компании как для банка, так и для компании-франчайзера; оказание посреднических услуг в области установления контактов между франчайзером и потенциальными франчайзи; консалтинг юридического характера в области законодательства в сфере коммерческой концессии, параметров франчайзингового договора, договора франчайзи с поставщиками оборотных средств и иных оформляемых документально правоотношений; проведение тренинговых и образовательных программ в области коммерческой концессии; постановку, контроль и оптимизацию системы регулярного менеджмента во франчайзинговых компаниях.

Еще одним значительным фактором, затрудняющим развитие франчайзинга, является наличие информационного вакуума в области таких аспектов коммерческой концессии, как стратегическое развитие компаний с использованием механизма франчайзинга, юридические и микроэкономические тонкости перехода всей компании или отдельных направлений бизнеса на "франчайзинговые рельсы", минимизация влияния законодательных "погрешностей", касающихся льготного предпринимательства. Решить данную проблему, по нашему мнению, способны общественные организации, действующие в области франчайзинга и поддерживающие отношения с отечественными и зарубежными макроэкономическими субъектами, регулирующими рынок коммерческой концессии.  

Другой составляющей проблемы информационного вакуума в нашей стране является закрытость данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Именно поэтому основное значение в законодательной базе по франчайзингу таких стран, как США, Франция, Австралия, Бельгия, Бразилия, Индонезия, Испания, Канада и др.1, уделено необходимости предоставления в предконтрактный период субъектами франчайзинга всеобъемлющей информации о своем бизнесе. За нарушение данного положения предусмотрены жесткие санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Решением данной проблемы может служить внесение в проекты законов РФ в области франчайзинга, разработанных Российской ассоциацией франчайзинга (закон РФ "О франчайзинге", закон "О внесении изменений и дополнений в главу 54 ГК РФ"), положений о необходимости предоставления контрагентами договора франчайзинга информации о своем бизнесе в предконтрактном периоде. В противном случае наша страна вынуждена будет столкнуться с рядом проблем франчайзинга, возникших в промышленно-развитых странах, в том числе: 

  • с наличием значительного числа действующих франчайзеров, не имеющих отработанных успешных технологий;
  • с существованием компаний-франчайзеров, осуществляющих исключительно сбор роялти, не предоставляя ничего взамен;
  • с наличием фирм-франчайзи, ищущих способ выхода из сложной финансовой ситуации путем заключения договора франчайзинга.

Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг.  

Так, по свидетельству президента Российской ассоциации франчайзинга А. Майлера, российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений, а во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная - нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться.

Кроме того, как показал анализ практики работы отечественных франчайзинговых структур, большинство российских франчайзеров не желают предоставлять франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к нарушению устойчивости бизнеса франчайзи и ухудшению показателей его работы.  

Четко определенного решения двух указанных выше проблем в настоящее время, на наш взгляд, не существует, поскольку их возникновение обязано "российскому предпринимательскому менталитету", выработанному в период первоначального накопления капитала. Полагаем, что разрешение данных вопросов будет происходить самостоятельно в результате применения общепризнанных этических стандартов ведения бизнеса и работы с западными контрагентами.

Перспективы развития франчайзинга в России 

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей, по нашему мнению, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.  

По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.

Помимо рассмотренной торговой сети "Спар", разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как "Юнилэнд" (торговые сети "Дикси", "Мегамарт", "Юнисам"), "Фелма" (торговая сеть "Копейка"), "Пятерочка" (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), "Рамэнка" (торговая сеть "Рамстор"), "Перекресток", "Ароматный Мир".  

Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.

Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: "Сабвей" (вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), "РосИнтер", "Кэй Эф Си", "Русское бистро", "Пицца-хат". По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.  

Помимо вышеизложенных сфер, по нашему мнению, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:

  • услуги в области спорта и здоровья;
  • розничная реализация товаров длительного пользования;
  • услуги в сфере информационных технологий;
  • гостиничный бизнес;
  • игорный бизнес;
  • туристический бизнес;
  • услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.  

Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. Проведя анализ наиболее привлекательных регионов деятельности франчайзинговых компаний, мы получили данные, свидетельствующие о перспективности для рассматриваемых организаций следующих городов и территорий: Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Черноморского побережья Краснодарского края.

Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.

Автор:
Назаренко Ефим
Обучение
Статьи по темам

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс