Менеджмент | Статьи и публикации | Бизнес Образование России

Статьи по менеджменту

351
 

Конкретное формулирование целей (как общих, так и функциональных) проводится на очень немногих предприятиях. Стратегическое планирование встречается чаще, но почти всегда не согласовано с целями, а сами стратегии редко имеют четкие формулировки.

Итак, мы классифицировали компании, разделив их на четыре группы в соответствии с ориентацией: на власть (властный тип); на распределение ролей и четкие процедуры (бюрократический тип); на достижения (результативный тип); на личные отношения (социальный тип).

Сущность разработки стратегии проистекает из характера самой конкуренции. Однако до сих пор встречается слишком узкий и пессимистический взгляд на конкуренцию. Хотя иногда от руководителей компаний можно слышать противоположные утверждения, интенсивную конкуренцию в отрасли нельзя рассматривать ни как случайное стечение обстоятельств, ни как неудачу.

Микроэкономика (от англ. Microeconomics) представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина, которая начала формироваться еще на страницах физиократов, а к середние XX в. приняла свои современные формы. Сегодня это в прямом смысле зрелая наука с отточенным инструментарием, элегантными и четкими определениями и обширной областью применения.

Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса.

В системе любой организации существует подсистема, отвечающая за реализацию технологии. Так как она сама по себе является системой, ею необходимо управлять.

В ряде публикаций, посвященных особенностям "русского менеджмента", он рассматривается под критическим углом зрения как некое отсталое от современных требований состояние управления на российских предприятиях. Если словосочетание "немецкое качество" ассоциируется с "самым лучшим в мире", то "русский менеджмент" вызывает пока только отрицательные эмоции, связанные с реально существующими волокитой, авторитаризмом, отсутствием инициативы, ответственности, положительного восприятия критики.

Отношения собственников бизнеса и наемных менеджеров не менее интересны и достойны пера романистов, чем отношения отцов и детей или участников любовного треугольника. Неудивительно, что они находят свое отражение и в современном фольклоре. Например, в таком анекдоте: стук в дверь кабинета собственника компании. "Кто там?" - "Это я, твой топ-менеджер". - "Проваливай. Ты уволен". Топ-топ, топ-топ, топ-топ...

Уже давно в деловой прессе и литературе по менеджменту обсуждается тема взаимоотношений наемного менеджера и собственника. О том, как грамотно построить совет директоров, какие полномочия перепоручить менеджеру и как сделать так, чтобы цели собственников и команды управленцев совпадали, писали практически все авторитетные издания. Более того, сегодня в западных компаниях распространен такой подход, как entrepreneurship project. По сути дела, менеджеру предлагают работать как предпринимателю.

Бизнес – война, рынок - поле боя. Предприятия, компании, организации и предприниматели - регулярные армии и партизанские отряды, которые ведут свои действия, дабы достичь преимущества и отвоевать клочок заветной территории. Возникают союзы, противостояния, перемирия, стягиваются силы, разворачиваются ресурсы, применяется техника и технология противодействия в борьбе за право остаться на поле боя и пожинать плоды победы.

Понятие «менеджмент пятого уровня» введено Джимом Коллинзом в его книге «От хорошего к великому». В России идеи Коллинза вызвали не массовый, но энергичный отклик. Почему эффект воздействия книги Коллинза на российских управленцев определяется здесь как «искушение»? Потому что Коллинз описывает весьма привлекательную, но при этом труднодостижимую на практике модель управления.

Вопрос о роли управляющей компании и функциях, которые она выполняет по отношению к бизнес-единицам, чрезвычайно актуален в условиях современной России. Это связанно с тем, что сейчас полным ходом идет процесс создания холдингов. Этот процесс начался примерно в 1989 г., а к середине 90-х приобрел массовый характер.

Парадигма любой общественной науки, и в частности менеджмента, основывается на представлениях о реальности. Их формируют ученые, писатели, преподаватели и практики. Но и сами представления оказывают определяющее влияние на то, что в данной отрасли знания считается реальностью, - точнее, что подразумевают под реальностью ученые, писатели, преподаватели и практики.

Вначале анекдот про итальянского рыбака. "Лежит на берегу теплого Адриатического моря итальянский рыбак и н-и-ч-е-г-о не делает. Мимо проходят американские туристы и обращаются к рыбаку с вопросом.

Теории менеджмента и модные тенденции приходят и уходят. Большинство из них содержат в себе нечто полезное, однако навыки и задачи, которые мы рассмотрим в этом материале, были, остаются и всегда будут необходимы для управления деятельностью других.

В последние годы предпринималось много попыток привить инструменты западного финансового менеджмента, и, в частности, технологию бюджетирования, на постсоветском пространстве. Причем в ряде случаев эти инструменты преподносились как некое магическое средство, применение которого сразу сделает жизнь счастливой и беззаботной. Жизнь как всегда оказалась гораздо разнообразней нашего представления о ней.

Работа профессионального менеджера состоит из четырех составляющих. Каждый менеджер в своей системе мышления и поведения больше склонен (или относится) к одному из четырех квадратов.

Известно, что руководитель – тоже человек, поэтому у него есть свои слабости, и время от времени он может попадать под влияние других людей, в том числе, и своих подчиненных. Поэтому первый вопрос, который мы обсудим сейчас, звучит так: «Почему руководитель попадает под влияние своего подчиненного?»

Смешанный холдинг (публично обозначаемый как финансово-промышленная группа) сегодня является наиболее распространенной в России и других постсоветских странах формой управления промышленными и финансовыми активами, прежде всего в базовых отраслях экономики. Это обусловлено, во-первых, ситуацией переходного периода, в рамках которой складывались основные финансово-промышленные объединения и, во-вторых, спецификой инфраструктуры бизнеса базовых отраслей, характерными чертами которых является ресурсоемкость и энергоемкость производства, потребность в финансовых ресурсах и сравнительно большие объемы социальной ответственности.

Рациональной целью передачи власти следует считать высвобождение собственника для более масштабных или интересных дел. При этом могут быть получены дополнительные преимущества: привнесение новых идей менеджером сопоставимо с вливанием в бизнес "свежей крови", а переход от централизованного управления к параллельной обработке задач - с заменой "первого пентиума" на современную многопроцессорную модель. Пределы риска обусловливаются системой контроля, которая в большинстве случаев разрешает потери только в темпах развития бизнеса.

Страницы   6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Бизнес Образование России

Все семинары, тренинги, курсы, новости, компании и бизнес-тренеры в области бизнес обучения

добавить на Яндекс